Многие даже далеко не левые и некогда действительно подававшие огромные надежды экономисты (Аджемоглу, Шляйфер, или чуть менее известные но крупнейшие в своем секторе/нише - Эрлих (Ehrlich), Вискузи (Viscusi)) вдруг осознали, что "лучше стоять за высокие темпы, чем сидеть за низкие". Ну в их ситуации посадкой никто не угрожал, но и статус которые они могли потерять был несопоставимо выше чем у скромного советского экономиста "сделавшего разумный выбор" в пользу обоснования возможности 15% роста экономики в год. Конкретно КСонин обладает счастливой для него особенностью быстро и хорошо ладить с людьми, со средой. Это свойство часто коррелирует 🙂 с конформизмом и с умением убедить себя верить в любой бред, отбрасывая самое разумное и простое объяснение. Он как-то раз на семинаре в РЭШе увлеченно рассказывал про работы "доказавшие" нерациональность индивида - будь то потребителя, или даже предпринимателя. Приводил пример израильской работы из этого направления выявившей такой факт. Израильские предприниматели постоянно держат штат заметно больший чем это было бы оптимально с точки зрения экономической теории. Когда я напомнил ему про всемогущий Гистадрут (профсоюзное объединение с колоссальными привилегиями и полномочиями) из-за которого уволить оказавшегося плохим работника крайне проблематично, он совершенно искренне расстроился. Сказал что жаль что некоторые не могут оценить столь интересного и перспективного направления исследований. А оно действительно крайне перспективное - ведь если мы все иррациональные идиоты, должно же всеведующее и доброе правительство иметь полномочия и фонды, чтобы обо всех о нас заботиться? Соответственно такие исследования отлично финансируются. За счет налогоплательщика.
Итак - вот текст от озабоченного трансгендерными проблемами К.Сонина:
ПРОЦЕНТ ТРАНСГЕНДЕРНЫХ ЛЮДЕЙ
Опубликованы результаты первого национального опроса в США с репрезентативной выборкой, дающие процент количество старшеклассниц и старшеклассников, которые относят себя к трансгендерным людям или сомневаются в своей гендерной идентификации: https://www.cdc.gov/mmwr/volumes/73/su/su7304a6.htm. Эти цифры - 3,3% старшеклассников относят себя к трансгендерам и ещё 2,2% сомневаются - в разы выше, чем показывали предыдущие опросы. Но, надо понимать, это первый национальный опрос с репрезентативной выборкой.
Конечно, даже самые элементарные выводы следует делать с огромной осторожностью. На основании чего ребёнок в старшей школе считает себя трансгендером определено, само собой, очень расплывчато. Кто-то может быть полноценным мальчиком с какими-то женскими признаками и быть записанным в документах как женщина. Уже несколько десятилетий хорошо понятно, что есть определенный, и немалый, процент людей, у которых есть биологические и химические индикаторы, указывающие на разные гендеры. Кому-то, на другом конце широкого спектра, нравится одеваться раз в год мальчиком, а остальное время быть девушкой - и такая девушка может в современном мире считать себя "трансгендером". Между этими крайностями лежит множество самых разнообразных комбинаций биологических признаков и самовосприятия. Тем более широка категория "сомневающихся".
Так же неизвестно - и неизвестно, будет ли это можно когда-то определить - стало ли сейчас больше трансгендерных девушек и ребят или же их ровно столько же, сколько в предыдущих поколениях, но тогда об этом говорить было страшнее и практически никто не говорил? Я даже предположить не могу, какого рода осмысленный эксперимент мог бы ответить на этот вопрос. А ответ важен. Понятно, что какова ни была бы биологическая или психологическая природа феномена, люди, в конечном счёте, одни и те же в разных странах. Если дело именно в откровенности (то есть сейчас об этом больше говорят, а не трансгендеров больше стало), то последствия подавленности в каких-то социумах будут серьёзными.
В США более двадцати штатов приняли в последнее время законы, как-то регулирующие посещение туалетов и участие в спортивных соревнованиях для трансгендерных людей. В части туалетов это в основном чистая политика, основанная на запугивании малограмотных людей. Мол, что если к вашей нежной девочке в туалет заберётся огромный мужик, "идентифицирующий себя как женщина"? Как бы он себя ни идентифицировал, он совершит преступление, напав на девочку и непонятно, как запрет заходить в туалет повлияет на то, будет он его совершать или нет. Но тут решение простое - если строить туалеты с отдельными кабинками, вот и гендер-нейтральные туалеты. У всех дома же туалеты гендер-нейтральные,и ничего.
Проблема со спортом значительно сложнее, потому что здесь одновременно сталкиваются разнонаправленные дискриминации. Кому-то не нравится, что мальчикоподобная девочка бежит быстрее, потому что у неё маленькая грудь. Не раз были случаи, когда спортсменки, 100% женщины по всем признакам и тестам, подвергались травле за то, как они выглядели. Но, понятно, и допускать ситуацию, когда мальчик, переименовавшись в девочку, участвует в женских соревнованиях, неправильно. Есть множество причин, от простых (вес груди) до сложных (минимальная разница в среднем росте или силе может давать огромное преимущество, когда речь идёт о хвостах статистического распределения), почему это тоже будет дискриминацией, только в этот раз "против среднего". Это я уже не говорю про ситуацию с разнонаправленными биоиндикаторами, как у Каспара Семени. Но законы, принимаемые в штатах, движутся в правильном направлении, в целом - видимо, в каких-то видах спорта окажется больше, чем две, гендерные категории. Как весовые категории в боксе или борьбе.
Кажется, что всё, что касается трансгендерных школьниц и школьников - сложно и пока непонятно. Нет, есть вещи, которые понятны абсолютно - и результаты опроса это подтверждают. Дети, которые идентифицируют себя как трансгендеры или которые сомневаются в своей половой идентичности, нуждаются в дополнительной поддержке, моральной и психологической. Хорошо видна во всех данных высокая корреляция между идентификацией как трансгендер и склонностью к меланхолии, депрессиям и суицидам. Корреляция! Это значит, что мы может не знать - то ли депрессивные и несчастные дети склонны сомневаться в своей идентичности и называть себя трансгендерами, то ли трансгендерность, напрямую или через травлю и дискриминацию, делает их несчастными и подталкивает к мыслям о самоубийстве. А, возможно, есть какая-то третья причина, следствием которой являются трансгендерность и несчастность. Так или иначе, эти две вещи, непонятно, что причина, а что следствие, сильно скоррелированы - и значит, этим детям в любом случае необходима дополнительное внимание, защита и поддержка.
То есть трансгендность, гендерная дисфория, психологические проблемы и т.п. – это сложные вещи, но есть и вещи простые. Травля трансгендерных людей и тех, кто сомневается в своей гендерной идентичности, вредна и плоха всегда. Дискриминация, частная или государственная, вредна всегда. Трансфобия плоха независимо от того, когда раздувается для политической выгоды или когда проявляется сама по себе, просто по невежеству. В этом случае помогает просвещение, а для этого нужно понимание. Новый опрос этого понимания, определенно, добавляет.
P.S. Тут подсказали, что у КСонина тут есть еще и личная проблема. Его сын Максим 26 лет, не про нас будь сказано, "переквалифицировался" (переопределился) в "дочь".