Завтра в Тель-Авиве (извините - не я организатор) намечен массовый митинг в поддержку судебной реформы ...
Понятно, что есть тысяча причин прийти... Напомню об одной только, почему надо уничтожить гадину. Но и ее достаточно. Речь идет о пыточном правосудии увенчанном вердиктом ВерхСуда 2364/21 от 12 сентября 2021 года. Это был конечно "прорыв," прыжок в пропасть позора, но и до этого тенденция была очевидна.
Обвинительный уклон и «признание как царица доказательств» суть застарелые проблемы нашей правовой системы (смотри, к примеру, дело Амоса Баранеса 1974 г. – פרשת ברנס или недавно завершившуюся историю дела Романа Задорова) препятствуют росту профессионализма правоохранителей.
И судьи в Израиле и без малого полвека назад были прекрасно осведомлены откуда и как берутся признательные показания. Задолго до «судебной революции» Арона Барака с присвоением новых полномочий в Верховном суде иногда пытались «очистить совесть» или защитить рейтинг дополнительными проверками в делах, основанных на признательных показаниях когда обвиняемые на суде отказались от показаний заявив что они были «выбиты» из них.
В конце 1970-х до четверти таких показаний признавали незаконно полученными. Исследование правоведа из университета Бар Илан Уриэля Харлапа опубликованное в номере 34 Bar Ilan Law Review в декабре 2022 года отмечает явную тенденцию к снижению эффективности этих проверок – снижению доли забракованных «признаний». Еще в конце 1970-х отсеивали четверть таких показаний (6 из 24 обвиняемых в 22 делах), в 2010-2020 – чуть более 5% (2 из 38 обвиняемых по 37 делам – смотри таблицу на стр. 38).
Однако даже из этой тревожной тенденции не вытекает «качественный скачок» 2021 года, когда Верховный суд признал законными вырванные пытками показания в деле, где пытки были разрешены официально генпрокурором Йеудой Вайнштейном под предлогом «тикающей бомбы» - угрозы того, что «еврейские террористы» совершат новые убийства, которые надо срочно предотвратить.
Подробности о легализации пыток в Израиле судьяками - в новой дополненной версии записки "Судейский активизм в государстве социально зависимых. Пример Израиля".