Отрывок из будущей книжки. Довольно большой 🙂 О том откуда растут ноги идеи Limited Government
Книга пророков напоминает об особом месте независимой судебной власти. Эта власть возникает задолго до исполнения заповеди «поставь над собой царя». Само выполнение заповеди «поставь царя» встречает резкую отповедь пророка и последнего судьи – Самуила, обвинившего народ в том, что тот ищет царя как у других народов, на которого можно переложить всю ответственность (Самуил I 8:7-8:22), а не того, который ничем по сути кроме обороны и правосудия не занят – во исполнение требований законов традиции Синайского откровения (Самуил I 12:1 – 12:25).
Попытка же сына царя Соломона сохранить, вопреки уважительному требованию народного собрания, налоги на строительство уже построенного Храма стоит ему потери десяти колен, создавших отдельное, Северное царство. (I Цари 12:1-12:16).
Восприятие «помазанника божьего» не как самодержавного монарха в силу того, что его власть от Бога, но как связанного обязательствами и перед обществом, и перед Богом ограниченного правителя, проявилось в революциях в Нидерландах, Англии и в колониях последней (Американская революция и создание США). И оно несомненно связано с культурой массового и регулярного чтения столь «взрывоопасных» для идеи неограниченной власти первоисточников.
Остановимся чуть подробнее на двух из упомянутых, хорошо задокументированных и общеизвестных примеров того, как эта библейская концепция работала на практике.
Попытка короля Испании во второй половине XVI века одновременно лишить власти местные собрания представителей в провинциях Нидерландов, поднять налоги и искоренить протестантизм столкнулась с упорным сопротивлением протестантов (движение «гёзов» - «нищих» которое возглавил немецкого происхождения аристократ Вильгельм Нассауский - Оранский). Протестантизм предписывает чтить короля – «помазанника божьего». В ставшей национальным гимном Нидерландов песне времен войны против Испании, авторство которой приписывается секретарю Оранского, дважды повторяется фраза о лояльности Оранского королю Испании (Den Coninck van Hispangien. // Heb ick altijt gheeert – «короля Испании я всегда почитал»).
Тем не менее, строго в рамках библейской традиции, представители провинций Северных Нидерландов, собравшиеся в Гааге в июле 1581 года напомнили, что свое назначение – «помазание» правитель получает от Бога на строго определенных условиях – для защиты подданных «от беззакония, бед и насилия». Если же он вместо этого он сам прибегает к насилию для лишения подданных «старинных прав и свобод», для их порабощения, он в результате перестает быть законным правителем и становится тираном.
Далее пространно – примерно на десяти страницах представители изложили историю насилия и угнетения которые голландцы претерпевали от рук наместников испанского короля. Они подчеркнули, что неоднократно просили короля вмешаться и прекратить преследования. Столкнувшись с игнорированием королем их законным нужд и прав, и во имя защиты этих своих старинных прав и вольностей, представители провинций 26 июля 1581 года объявили короля Испании лишенным полномочий управлять провинциями и передавать эти полномочия по наследству (подробнее см. Kossman, Melnik, 1975).
Аналогичная история при куда меньших злоупотреблениях властей отражена в Декларации независимости США 1776 года. Декларация также начинается с косвенной апелляции к библейским законам, - к воле Создателя, сотворившего людей равными и наделившего их неотъемлемыми (то есть данными свыше, а не другими людьми) правами, среди которых «жизнь, свобода и стремление к счастью».
Богоданность, а потому неотъемлемость прав и свобод весьма занимала отцов-основателей США. Сторонники большей централизации – «федералисты» возражали против принятия документа о правах аналогичного французской Декларации прав и свобод человека именно потому, что такая декларация означает, что одни люди дали эти права. Значит другие смогут их забрать или ограничить. С этой логикой были в основном согласны и их оппоненты – сторонники бОльших полномочий штатов и обязательного принятия поправок к Конституции, перечисляющих права.
Так Томас Пейн (Thomas Paine) высмеивал идею дарованной религиозной толерантности, сравнивая ее с воображаемой попыткой законодателя разрешить Создателю принимать молитвы евреев и турок или, наоборот, запретить ему это делать (см.: The Founders' Constitution Volume 5, Amendment I (Religion), Document 57: The University of Chicago Press).
В результате компромисса перечисление прав вошло в Конституцию как первые десять поправок (Билль о правах), но права человека сформулированы там в негативной форме как запреты государству нарушать эти права, а не как разрешение гражданам ими пользоваться.