О проверке конституционности законов в США
Американская конституция была принята специальным Конституционным Конвентом 17 сентября 1787 года. Почти на год растянулась ее ратификация. К этому же времени под угрозой созыва Второго конституционного Конвента конгресс принял и разослал штатам первый пакет поправок (Bill of Rights).
Bill of Rights был в свою очередь был ратифицирован и вступил в силу 15 декабря 1791 года.
И после этого почти 12 лет жила Америка без проверки законов на конституционность.
В 1803-м году по инициативе председателя Верховного суда тот решением по делу Marbury v. Madison 1803 будем назвать вещи своими именами, ПРИСВОИЛ себе полномочие проверять законы на соответствие конституции и фактически отменять несоответствующие. Сделано это было со следующим обоснованием. Судьи при вступлении в должность клялись поддерживать и защищать конституцию. И вот такая проверка стала важным по мнению самих судей того состава Верховного суда инструментом защиты Конституции.
Тесты в американских elementary schools XIX века (можно посмотреть примеры здесь) показывают, что сдать их можно было только зная Конституцию либо очень близко к тексту, либо наизусть. В 1803-м году то поколение избирателей прекрасно помнило историю публичной - в газетах - дискуссии (федералистов и антифедералистов) о конституции. То есть современники не просто знали текст, а еще и подробности истории принятия оного.
Поэтому, когда американский Верховный суд, совершил свою "конституционную революцию" решив проверять соответствие законов писаной (не судьями!) и известной любому грамотному гражданину США чуть ли не наизусть конституции - это приняли и Конгресс и общество. И суд рисковал, как минимум, своей репутацией, влезая в каждое такое дело.
В Израиле клуб провинциальных юристов присвоил себе в середине 1990-х по инициативе Арона Барака полномочие проверять законы принятые Кнессетом сначала как бы на соответствие Основному закону о правах и достоинстве. То есть почти 50 лет жил Израиль без такой проверки и как-то выжил. В 1995-м тогдашнее правительство Рабина зная, что Барак своих кусать не станет промолчало. Затем клуб начал "проверять" законы принятые Кнессетом уже на соответствие просто своим фантазиям о некоей конституции (которой у нас нет) и о "международном праве", не утруждая себя ссылками ни на ратифицированные Израилем конвенции, ни на основные законы. То есть речь идет о проверке не на соответствие букве и духу одного общеизвестного документа, а о соответствии законов переменчивым фантазиям и желаниям членов клуба.
Вот попробуйте найти ссылки на основной закон о правах и достоинстве в решении 1999 года по Аруц Шева к примеру.