← Timeline
Avatar
Moshe Yanovskiy

"Нашел топор под лавкой". Старая (январь этого года) но полезная статья (на английском) о компромиссе по судебной реформе Левина - Саара.
Автор и его эксперты справедливо выделяют то обстоятельство о котором молчат почти все. Реформа Левина даже в изначальной своей версии предусматривала по сути легализацию задним числом 30-летия наглого самозахвата судьями полномочия отменять законы принятые Кнессетом. Такое полномочие не прописано ни в каком законе но будет прописано по итогам реализации этого компромисса на компромисс.

👍🤦3
To react or comment  View in Web Client
Comments (2)
Avatar

Автор: Дэвид Айзек
Ознакомьтесь с экспертным анализом ведущего израильского журналиста Дэвида Айзека по еврейской истории, политике и текущим событиям на JNS.
(14 января 2025 г. / JNS)
Судебная реформа: много компромиссов, мало реформ, или, как говорят аналитики:
«Это не реформа и даже не ее начало. Это поверхностный маневр».

Хотя предложение о судебной реформе, представленное 10 января министром юстиции Израиля Яривом Левином и министром иностранных дел Гидеоном Сааром, получило широкое освещение в ивритоязычной прессе, оно мало что дает в плане реальных реформ, сообщили аналитики JNS.Предложение касается двух вопросов: отбора судей и Основных законов Израиля.
Во-первых, предлагается изменить состав комитета, отбирающего судей. Критики существующей системы утверждают, что действующие судьи обладают правом вето, что позволяет им выбирать своих преемников. Это, по их словам, приводит к политической однородности, что в случае Израиля означает преобладание прогрессивных, активистских и левых судей.
Во-вторых, реформа предлагает корректировки Основных законов. Имея квазиконституционный характер, Основные законы считаются обладающими большей силой, чем обычные законы.Аналитики, с которыми беседовал корреспондент JNS, не были впечатлены предложениями реформы ни по одному из пунктов.
«Это не реформа и даже не ее начало. Это поверхностный маневр», - сказал Харан Файнштейн, судья в отставке, преподающий на кафедре криминологии Университета Бар-Илан.«Существенных изменений нет. Это слабый компромисс», — сказал он.Хотя Файнштейн признал, что фокус реформы Саара-Левина - отбор судей — важен, он заявил, что основной проблемой, которую она должна решить, является ограничение юрисдикции Верховного суда, имея в виду позицию суда, согласно которой он имеет право вмешиваться в любой вопрос.
Саар и Левин надеются положить конец контролю Верховного суда над Комитетом по отбору судей, убрав две должности членов Израильской коллегии адвокатов и заменив их адвокатами, назначенными Кнессетом — одного от коалиции и одного от оппозиции.Эта реформа преподносится как лишающая Верховный суд его фактического права вето при назначении судей.Новый состав комитета: три члена коалиции, один депутат Кнессета от оппозиции, три судьи Верховного суда и два вышеупомянутых адвоката.
Саар и Левин надеются положить конец контролю Верховного суда над Комитетом по отбору судей, убрав две должности членов Израильской коллегии адвокатов и заменив их адвокатами, назначенными Кнессетом - одного от коалиции и одного от оппозиции.
Эта реформа преподносится как лишающая Верховный суд его фактического права вето при назначении судей.
Новый состав комитета: три члена коалиции, один депутат Кнессета от оппозиции, три судьи Верховного суда и два вышеупомянутых адвоката.
Хотя это меняет состав Комитета по отбору судей, он по-прежнему сохраняет «общий баланс сил в пользу активистов-прогрессивистов, которые в настоящее время доминируют в судах и бюрократии», - сказал Ави Белл, профессор права Университета Сан-Диего и Университета Бар-Илан.
«Во время правления левых правительств левые будут иметь большинство 7-2, что позволит продолжать укомплектовывать суд своими ставленниками. В периоды доминирования правых левые будут иметь большинство 5-4 - недостаточное для назначения новых прогрессивных судей-активистов, но достаточное для наложения вето на назначение любых умеренных, консервативных или традиционалистских судей», — сказал Белл JNS.
Однако он признал, что предложение верно фокусируется на Комитете по отбору судей. «Безусловно, лучший метод для отмены захвата власти судебной системой — это другие решения самой судебной системы. Эти решения будут приниматься только той судебной властью, которая более идеологически разнообразна и более осознает необходимость уважения к демократической политике и выработке решений. Таким образом, процесс назначения судей действительно является сутью проблемы», — согласился он.
К сожалению, сделка Саара-Левина, сохраняя «почти все чрезмерные полномочия нынешних судей в процессе назначения», обеспечивает продолжение «превышения судебных полномочий и политической предвзятости на многие годы вперед», - добавил он.
Компромисс вызывает не меньшее разочарование и в части корректировок Основных законов. Изменяя некоторые правила, касающиеся Основных законов (ограничивая темы, которые эти законы могут охватывать, и обстоятельства, при которых суд может их отменять), Саар и Левин в конечном итоге «ретроактивно легитимизируют захват власти Верховным судом 30 лет назад, когда он наделил себя полномочиями отменять законодательство, принятое Кнессетом, с неясными последствиями для будущего отмены судами демократически принятых законов», - сказал Белл.
Сторонники судебной реформы утверждали, что Верховный суд Израиля не имеет права отменять какие-либо законы, поскольку такое право никогда не предоставлялось ему Кнессетом, законодательным органом Израиля. Право отменять законы было предоставлено суду не кем иным, как самим судом, в решении 1995 года.
В этом решении суд объявил Основные законы своего рода конституцией. Однако, поднимая Основные законы до уровня конституции, он сделал их предположительно не подлежащими отмене. Тем не менее, в начале прошлого года Верховный суд наделил себя полномочиями отменять и Основные законы.
Предложение Саара-Левина - это лишь малая часть того, что Левин представил, когда объявил об амбициозном пакете реформ в январе 2023 года. Крупномасштабные протесты охватили страну, сопровождаясь перекрытием дорог и некоторым насилием, создавая социальный раскол, угрожавший сплоченности страны. В конечном итоге протесты успешно сорвали продвижение реформы.
«Безусловно, компромисс гораздо более ограничен, чем реформы, предложенные министром юстиции Левином два года назад или [бывшим министром юстиции Даниэлем] Фридманом два десятилетия назад», — сказал Белл. «Но если компромисс положит конец тактике выжженной земли судебных максималистов и противников реформы, его следует приветствовать как позитивный шаг вперед».
Несмотря на то, что реформа охватывает лишь крошечную часть первоначального законодательного пакета, оппозиция выступила против нее почти единогласно. Когда комиссия Кнессета по конституции, законодательству и правосудию собралась в среду для обсуждения законопроекта, депутат Гилад Карив от партии «Демократы» заявил, что оппозиция «встанет несокрушимой стеной в комиссии».
Израильский институт демократии, иерусалимский аналитический центр, выступавший против предыдущей, более масштабной реформы, раскритиковал сделку Саара-Левина почти так же, как и прежнюю, назвав ее «еще одной односторонней инициативой коалиции по политизации судебной системы без обеспечения основных прав израильтян».
Лидер партии «Национальное единство» Бени Ганц в субботу заявил, что готов обсуждать реформу, но затем выдвинул список требований в обмен на это, которые коалиционное правительство вряд ли сможет выполнить.
В разгар борьбы за судебную реформу в 2023 году лидеры оппозиции признавали необходимость реформ, но выступали против предложенного правительством кардинального законодательного пакета. Они заявляли, что готовы обсуждать что-то разумное, что делает их нынешнюю решительную позицию против разбавленной версии реформы труднообъяснимой.
По словам Белла, мотивация противников реформы имеет два компонента. «Одна часть связана с существом дела. Есть противники реформы, которые глубоко подозрительно относятся к демократии и хотят создать и сохранить аристократическое правление прогрессивной юридической элиты», - сказал он.
«Другая часть - социально-политическая и связана с усилиями сокращающегося социалистического, светского, ашкеназского меньшинства, родившегося в Израиле, удержать власть, несмотря на потерю способности побеждать на выборах», - сказал он.
«Ни одна из этих позиций не может убедить большинство общества», - отметил он.
Во время протестов противники реформы вместо этого сосредоточились на подрыве ключевых институтов, таких как Армия обороны Израиля, призывая резервистов отказываться от службы, а затем «вводя общественность в заблуждение относительно ответственности за ущерб, причиненный этой подрывной кампанией», - сказал он.

С переводом помог Gemini 2.5 Pro. Мирси ему.

👍😍2
Avatar
To react or comment  View in Web Client