Совсем не о нас. Но насколько поучительно а местами созвучно с проблемами выбора стоящего перед нами. О необходимости понимать истинный смысл понятий "демократия" и "республика", "власть закона" (а не власть законников), "только не война между братьями" (да, но не любой ценой, и останавливать реформы под угрозой такой войны означает увеличивать вероятность такого исхода в будущем причем чем дольше откладывать, тем тяжелее будут последствия). Понимать смысл, а не зацикливаться на дурацких символах и "мемах".
Lasha Kurdashvili
Где же ваше Грузинское гостеприимство?
В последнее время часто слышимая мною от некоторых горе-собеседников фраза навлекла меня на некоторые мысли. Мне захотелось провести эдакий Элиг-безЭ по данному вопросу, а также разъяснить особо умным индивидам понятия «стереотипы и мемы».
Обратимся к источникам. Пролистывая хроники как античного периода, так и средневековья, мы часто натыкаемся на упоминания о грузинах. Начиная от Геродота - вплоть до высказыванийа Тамерлана и Шаха Аббаса. Арабские ли, турецкие ли, иранские или франкские ли источники пишут о грузинах то в одном свете, то в другом, но чаще всего припоминают нам воинственность, непокорность, и да - в какой-то мере толерантность. Однако слово гостеприимство там встречается нечасто. Ну, с одной стороны, с чего было нам проявлять его по отношению к захватчикам. С другой, грузинское гостеприимство особо то ничем от их культур и обычаев не отличалось. Такое же традиционное гостеприимство распространено по всему Кавказу. Его причины были больше практические, чем идеологические, связанные с той же воинственностью и экономикой.
Разобщённость кавказских народов и извечная вражда требовали создания какого-нибудь кодекса, регламента поведения, при котором можно было хотя бы начать вести какие-то переговоры после многолетних войн. Также во всех культурах люди славились своей тягой к набегам на всякие там караванчики. Начальник каравана, соответственно, должен был иметь крышу в виде местного покровителя. Статус гостя давал ему право на такое покровительство, а также на передышку во время ночлега. Такое же точно «гостеприимство» существовало у тюрков, монголов, арабов - по всему Востоку. Соблюдался ли этот «кодекс» постоянно? Скорее всего так же, как и кодекс Моргана и Бартоломью в «Пиратах Карибского моря», или же как кодекс рыцарства. Конечно, он как бы существовал, но 1) без четких правил, 2) исполнялся в зависимости от обстоятельств и даже, настроения исполняемого. Но главное, что гостеприимство не выделялось как мем. Выделялся мем воинственности и непокорности: Фарсман Великолепный, воин и царь Вахтанг Горгасал, Мурван Глухой, 100 000 мучеников при Джалал-ад-Дине, Дидгорская битва, 8 походов Тамерлана, 300 арагвинцев.
Захария Мхаргрдзели, бьющий по морде посланика Румского Султана, оскорбившего царя Тамар - как вам такое "гостеприимство"?
Но вот наступил 1801 год. Российская империя. И понеслось. Грузины из народа «воина» превращаются в народ «гостеприимства». Ну так ведь все военные достижение отныне достижения империи, они не принадлежат какому-то отдельному этносу. Но мем гостеприимства начинают активно продвигать вперед. И вот пошли все эти русские классики – туристы: Пушкин со своими банями с голыми женщинами в «Путешествии в Арзрум», Лермонтов со своим «бежали робкие грузины» в своем «Демоне», Горький со своей «мягкость ее народа», Паскевичи да Воронцовы.
Стереотипы, как известно, строятся на каком-то меме. Мем не обязательно должен быть отрицательным, но он должен быть четким, ясным и применяем ко всему народу. Положительный мем даже опаснее отрицательного, ибо он может быть подхвачен самим народом и тогда начинается самостереотипизация (пардон за мерзкий новояз). Так вот мем о воинственности, медленно, но верно заменялся мемом гостеприимства. Масла в огонь нечаянно подлил Важа Пшавела своими нетленными произведениями. К сожалению, неопытный читатель выносит из них совсем не то, что надо было выносить, думая, что в них писатель оправдывает пассивность героев законом о гостеприимстве. Во-первых, герои в его произведениях люди одной культуры. Они знают правила игры и кодекса. Совсем не обязательно они себя бы себя так, будь на месте одного из персонажей чужестранец, незнакомый наглец, плюющий на правила. Во-вторых, пару зарисовок из литературы не могут быть маркером. В ответ можно привести произведение Михаила Джавахишвили «ჯაყოს ხიზნები» (Хизаны Джако), где Джако вообще клал на все законы гостеприимства вежливости уважения и как бы ничего.
В совке стереотипизация грузин вообще вышла за все рамки разумного. Грузины — это прямо апогей гостеприимства. Фильмы, статьи, личный опыт приезжающих. Хуже всего то, что грузины сами окончательно поверили в этот мем. Да, он не совсем ложный, но, тем не менее, абсолютно вывернутый наизнанку. Мем гостеприимства из обычных реалий и ежедневной рутины не только Грузии, но вообще всего Востока, превращается в культурное оружие, с помощью которого грузинам навязывается пассивность. О, да, вы так хорошо поёте, о, как вы хорошо танцуете! А какое у вас вино, главное не вспоминайте что когда-то во главе вашего культурного стола стояли воинственность и непокорность. Грузины так долго впитывали этот навязанный мем, что он стал чуть ли не частью идентичности. Если ты не гостеприимный, то ты не грузин. Причем, понятие гостеприимства у всех-то свои, и грузины начали подстраиваться под чужие видения. Не тамада уже главный за столом, не старшие, не священная неприкосновенность дома. Теперь везде слышится фраза «гость от Бога». Главный в доме это гость... Вопрос конечно кто есть гость и, кто его определяет как гостя.
Много раз повторенная ложь становится правдой как сказал один печально известный пропагандист. Ставят памятник матери Грузии. Меч и пиала, кто как придёт, друг или враг. Акцент на пиале, поднятой вверх, меч сложен. Грузины делают выбор. Фильм Мимино, хороший фильм с замечательными Бубой и Фрунзиком. НО кто там грузины и армяне? Представители древнейших народов, с глубокой культурой, историей и т.д. Это фильм не о Грузии и Армении, если кто не заметил, это фильм-сатира, высмеивающая стереотипных нас, но который все восприняли как реальность и начали копировать - кто для заработка, кто для прикола. Досталось и Азербайджану - «страна гранатов» вместо «страны огня». Про Северный Кавказ даже начинать не стану...
Мем сохранился и после развала Советского Союза, он оказался даже сильнее мема о криминале, сильнее мема о грузинах-реформаторах, сильнее наших просьб после 2008. И мы все участвовали, так или иначе, в его укреплении, повторяя как мантру: «Гость от Бога». Не важно кто, не важно как, но гость должен быть доволен. И это, на самом деле, замечательная вещь, проблема в том, что мы разучились определять гостя. Мы так сильно зациклились на внедряемой империей стигме о нашем гостеприимстве, что любое обращение к древним мемам о непокорности и воинственности вызывает вопрос «Вы, что, хотите войны?». Да не хочу я войны! Я очень люблю жить. Но мне мерзко жить с осознанием того, что грузины остаются в культуре с таким стереотипом. Да, жизнь была не сахар в веке 17-16-15 и т.д., но нас знали, как воинов, последний оплот христианства, мечи Мессии. Мы несли Европу в Азию и Азию в Европу. Неужели мы теперь можем нести только хинкали на стол ?
Тут проявляется моя зависть к Украине. Украина сегодня снесла все навязанные ей прежде мемы и стереотипы. И строит новые. Страна воинов, страна непокорных, страна героев. Ничуть не менее гостеприимные чем мы, ничуть не менее хлебосольные. Огромной ценой им далось это. Но кто теперь заикнется про сало и борщ, когда есть примеры борьбы и восхитительной непокорности, которые мы видим. Война переписывает стереотипы, разбивает и создаёт новые. Они станут фундаментом новой идентичности, ибо на них вырастит следующее поколение.
Так где же моё гостеприимство, когда я говорю, что, переехав сюда жить, вы должны учить грузинский язык? Где же моё гостеприимство, когда я говорю, что для меня мой город, моя страна, мои люди важнее всего вашего завезенного и всех ваших заезжих? Где же моё гостеприимство, когда я требую (!) от приезжих уважения к моей культуре, истории? Там же, где и всегда. Я его всего лишь переосмыслил. Ведь раньше я думал, что это определяет меня как грузина. Теперь же я верю в инное. Любовь к Грузии определяет меня как грузина, остальное лишь надстройка над этим фундаментом.
К сожалению моё «гостеприимство» сегодня заглушается взрывами мирных городов, а мой «гуманизм» к некоторым затемняется отсутствием электричества и света у детей, больных стариков и вообще людей (уж очень четко в памяти отпечатались 90ые, чтобы не ассоциировать себя сегодня с украинцами).
Сегодня мои гуманизм, моё гостеприимство и вся моя либеральная часть там. А вам достанется лишь холодная, расчетливая, консервативная голова, не устающая указывать при встрече с вами ваше место.
Значит ли это что я больше не буду гостеприимным? Конечно буду. Но теперь Я определю гостя и врага для себя сам. Мои требования — это не восстание против старых мемов (при правильной трактовке они несут хороший багаж). Мои требования — это воззвание к мемам еще более древним, которые становятся в один ряд с гостеприимством. Я заношу и пиалу, и меч высоко над головой.
Comments (2)
Тоже самое, но про Европу. Вот навязали нам все эти мемы: уважение к человеку, к закону, к частной собственности. Мой дом - моя крепость, свобода слова и прочая пушистая галиматья. А как же наше исконно-героическое? Феодализм, рыцарство, преданность сюзерену, крестовые походы, столетние войны? Костры инквизиции, в конце концов!?
OK, однако если серьезно, есть некоторая разница между нормой запрещающей государству пересекать некоторые линии и добытые большими трудами а зачастую и немалой кровью, нормы с очень четким содержанием и действительно полу-мема. Ну вот что значит "гостеприимство"? По мысли современных мейнстримных политиков (точнее по тому что они скармливают населению Европы) - это необходимость хозяев адаптироваться к "гостям"-захватчикам а не наоборот + обязанность платить им дань. Понятно, что ни нам, ни грузинам такого не надо. И именно этот путь размытых норм за которыми желание неограниченной власти под видом государства неограниченной заботы - к кострам инквизиции только на новый манер. Что собственно на примере свободы слова и права на самооборону мы уже видим. А также на примере рухнувшей защиты частной жизни куда государство вмешивается. И тут кстати немалой порции рыцарства буквально в смысле воинственности, готовности убивать за нарушение "древних прав" не помешает. Как в свое время не помешало голландцам, швейцарцам, англичанам, шведам, американцам, финнам и другим. Без чего у них вообще никогда не было бы свободы и частной собственности. Как раз без этого "исконно-героического". Свобода не бывает "вегетарианской".