Много раз слышал драши (комментарии к недельным главам) про то какой пример для нас сегодня заботливый реформатор Йосеф. Йосеф был безусловно заботливым - он не стеснялся заботиться и о своей семье (хотя на использование госресурсов предусмотрительно получил разрешение фараона который обычно ни во что не вмешивался).
Но реформатором он не был от слова совсем. Он отлично изучил египтян, понимал что фантастический урожай они про.. ...т и что если некто за них не накопит запас то будет как всегда. Судя по дошедшим письменным источникам, в период тяжелого голода которые в благодатном Египте случайлись не каждые десять лет и тем более не каждый второй, но случались, голодали даже вельможи. Дошло жуткое определение голода данное писцами - как времени когда каждый готов съесть своего единственного сына. Вот поэтому Египтяне услышав первые же рекомендации Йосефа приходят в дикий восторг, а не возмущаются. Кто-то кажется знает как решать нашу проблему! И он действительно знал. Но помните, что четыре пятых урожая за 7 лет они сгноили как заправские советские колхозники.
https://jr.co.il/humor/jewish-39.htm
Comments (2)
Вообще, если обсуждать то, что сделал Йосеф, то реформатор он со знаком минус. Он превратил всех жителей Египта в рабов фараона, сконцентрировав в его руках всю власть. И, в итоге, это и привело Египет к краху.
Да, конечно, если считать что он действительно что-то там реформировал. То что я помню из истории Египта говорит в пользу того что он просто следовал тысячелетней традиции. Еще на строительство пирамид, а до, во время и после - каналов - сгоняли и рабов и как бы свободных крестьян. То что правитель или его чиновник могут отнять все что им просто понравится - от вещи до жены - было известно всем и явно задолго до Авраама Авину. То есть ИМХО Йосеф советовал то что могло предотвратить голод но при этом то что будет заведомо благосклонно воспринято фараоном и его окружением. "Я Фараон, но (или и, "моим именем") не поднимет никто ни руки своей, ни ноги своей во всей стране Египетской" - говрит ему фараон во время первой же встречи. Это же явно еще не результат реформ или воспитания (влияния) Йосефа. Он просто угадал то что от него готовы воспринять.