← Timeline
Avatar placeholder
MosheYanovskiy
(updated )

Очень полезное напоминание из мемуаров Ричарда Пайпса ( Richard Pipes, Vixi: Memoirs of a Non-Belonger. New Haven: Yale University Press, 2003, see ‘Reflections on Government Service’ p. 208 расширенная цитата из русского издания "Я жил. Мемуары непримкнувшего" М. 2005 МШПИ сс. 329-330 приведена ниже) о том как реально принимаются решения во власти (причем не сейчас а при Рейгане - про то как при нынешних лучше и не думать, чтобы не расстраиваться).:
"Intellectually, the greatest benefit I derived from the experience was to be able to observe at close range how political decisions are made at the highest level. Like most historians, I used to believe in powerful, invisible forces directing statesmen. Like most educated people, I thought that high politics resulted from a careful, inductive process by virtue of which all the information available to the government is conveyed upwards and there subjected to judicious analysis, with all the pros and cons weighed until a decision is reached.
Reality turned out to be quite different. For one, personalities play an enormous role in high politics: likes and dislikes as well as fears, anger, and hopes. Previously I had found it difficult to believe the claim of contemporaries that Nicholas II had dismissed his chief minister, Sergei Witte, because he could not abide his coarse manners. This seemed too flimsy a reason to lose the services of a devoted and talented officials. But observing Reagan's reactions to Haig, I concluded that such personal feelings could indeed play a decisive role in politics. [...] Second, as concerns the process of decision-making, it is not the result of careful weighing of data and all the pros and cons. The information which the bureaucratic machine spews out is too voluminous, complicated, and contradictory for statemen to absorb. Decisions are therefore made ad hoc, on the basis of intellectual predispositions and the mood of the moment.
Размышления о государственной службе
Я покинул Вашингтон с двойственным чувством. В интеллектуальном плане наиболее полезным для меня этот опыт оказался с точки зрения возможности наблюдать в непосредственной близости, как принимаются политические решения на высшем уровне. Как и большинство историков, я верил в могущественные незримые силы, направляющие государственных деятелей. Как и большинство образованных людей, я полагал, что высокая политика была результатом всестороннего и взвешенного процесса, когда вся поступающая информация передается наверх, где подвергается рассудительному анализу, взвешиваются все «за» и «против», пока не будет найдено решение.
Действительность оказалась совсем иной. Во-первых, потому что личности играют огромную роль в политике — их пристрастия и неприязнь, так же как и опасения, раздражение и надежды. В былое время мне было трудно
поверить в утверждение современников, что Николай II отправил в отставку своего главного министра Сергея Витте, потому что не мог выносить его грубые манеры. Мне казалось неубедительным, что по этой причине можно потерять преданного и талантливого государственного деятеля.
Но наблюдая за реакцией Рейгана на поведение Хейга, я пришел к выводу, что подобного рода личные чувства могут действительно играть решающую роль в политике. Поведение Хейга, его напористость и высокомерие никак не сочетались с дружелюбным и добродушным характером Рейгана. Таким же образом антипатия и раздражение Рейгана по отношению к французам сыграли большую роль в расширении за пределы США наших санкций на поставку оборудования для Сибирского трубопровода. Эти уроки наложили отпечаток на мое мышление и повлияли на мой подход к историческим исследованиям. С тех пор я с улыбкой наблюдаю, как не имеющие опыта в политике молодые
историки отбрасывают подобные соображения, так же, как я мог бы делать это раньше, до работы в Вашингтоне.
Во-вторых, что касается процесса принятия решений, это, конечно, не результат вдумчивого взвешивания информации и всех «за» и «против». Та информация, которую бюрократическая машина изрыгает наверх, слишком объемна, сложна и противоречива, чтобы государственный деятель мог ее усвоить. Поэтому решения обычно
принимаются бессистемно, на основе интеллектуальных предпочтений или настроения в данный момент. Это правило относится не только к администрации Рейгана, но ко всем правительствам, которые я изучал, включая правительства в России, как при царях, так и при коммунистах.

To react or comment  View in Web Client
Comments (1)
Avatar placeholder

Да а из оригинала цитату я поленился набирать, каюсь, скопировал отсюда: http://www.brothersjudd.com/index.cfm/fuseaction/reviews.detail/book_id/1343/Vixi.htm

👍1
To react or comment  View in Web Client