Комментарий к дискуссии у П.Полонского об умеренных и радикалах.
IMHO стоит заглядывать и внутрь "упаковки" и формально (как минимум) оценивать и сами идеи. Если идея (пускай даже умеренная) помочь (неважно - рабочим, женщинам, бедным, детям) построена на требовании дать больше власти государству, правительству - ставим красный флаг - это опасность! Отнять (пускай для начала немного) у "богатых" и перераспределить. Заставить кого-то куда-то принимать куда его не хотят и т.д. и т.п. Да, такое умеренное экспроприаторство на первый взгляд ничего не ломает но помогает "защищаемой группе". Но с высоты нашего исторического опыта видно, что каждый раз долгосрочно (50-100-150 лет) это вредит всему обществу. Социализм, этатизм оказывается вреден в любой дозировке. Те кто требовали регулировать бизнес, вводить минимальные зарплаты "в защиту рабочих" в чем то вредили сразу (оставляли не у дел неквалифицированных кто был бы готов работать по ставке ниже минимальной). Во многом породил всю традицию и кровососущую современную бюрократию, которую никому пока не удалось вырвать с корнем. Посеять было так легко. Те же кто решали проблемы вне государства (как организаторы частного некоммерческого страхования здоровья среди рабочих в Англии, Франции и Бельгии охватывавшие перед тем как "умеренные" левые их разрушили силой правительства) безусловно были "девелоперами". Организаторы социалистических партий и профсоюзов - разрушители и экспроприаторы различавшиеся только аппетитом и степенью радикализма. Феминизм изначально, с 1960-х был радикальной идеологией, помогавшей женщинам примерно так же как большевизм рабочим. Люто ненавидимый феминистками судья и правовед Мэтью Хейл (Sir Matthew Hale) автор так называемой брачной оговорки (о том что близость между супругами не может считаться изнасилованием) безусловно помог женщинам. Многие из них избежали похищения властями с целью подписания оговора супруга (еще в XVII веке помещение в тюрьму с целью принуждения к отказу от имущества в пользу короля было стандартной практикой). Феминистки же продавившие законы от которых выигрывают негодяйки (отмена "fault divorce" например) и страдают достойные девушки и женщины были разрушительницами изначально. Все попытки отделить нынешних совсем уж бесноватых от тогдашних умеренных если анализировать их требования и достижения имеют тот же смысл как разделение хороших умеренных коммунистов от совсем бешеных фанатиков. Социализм вреден даже в малых дозах. Сегодня запускают государство в дела семейные, завтра получат такое от чего и Сталин обалдел бы. Те кто позавчера запустил государство в дела образования и здравоохранения были бы шокированы промывкой мозгов детям в школах и решениями о том что кого-то нельзя выпустить за границу для лечения а в лучших интересов этого кого-то просто умереть (современные кейсы из Англии). Кстати, об интоксикации Франсуа Кенэ предупреждал еще в 1849-м (на следующий год после публикации Манифеста поставившего целью разрушение семьи с помощию государственной школы). Второй президент США Адамс предупреждал относительно всеобщего избирательного права (уж куда как "умеренного" требования): "Perhaps, at first, prejudice, habit, shame or fear, principle or religion, would restrain the poor from attacking the rich, and the idle from usurping on the industrious; but the time would not be long before courage and enterprise would come, and pretexts be invented by degrees, to countenance the majority in dividing all the property among them, or at least, in sharing it equally with its present possessors. Debts would be abolished first; taxes laid heavy on the rich, and not at all on the others; and at last a downright equal division of every thing be demanded, and voted" ("Defense of Constitution…")." И как в воду глядел!
Comments (7)
Ну, собственно, вот это я и описала. "Женщины, идите варить борщ." Вы застряли в ложной дихотомии "или как есть, или коммунизм". В реальности же есть третий вариант: смотреть, а что же в действительности мешает "угнетенному классу". Обычно там обнаруживается намертво застрявший в шестернях бюрократический зонтик. То же признание возможности изнасилования в семье тесно связано с затрудненностью разводов. Которая - внезапно - связана с государством и его рабовладельческой основой.
"By the end of the nineteenth century the idea of democracy had become ideologically appropriated and perverted by adherents of the liberal-representative system. Thus liberals have ever since been trying to make a square representative peg fit somehow or other into a round democratic hole, while more critical thinkers, failing to recognize the potency of the Athenian example, have been reduced to generating alternative democratic principles and institutions out of thin air"
Я бы сказала что именно Афины стали ловушкой. Общество-то их было рабовладельческое и само по себе свободами не блистало. Особенно на фоне умозрительных построений о "равенстве и братстве". Найдись тогда харизматик, способный нарисовать картину рая по-либертариански и сравнивающий коммунистические обещалки с ним - возможно, мы бы жили в другом мире. Самое печальное, что такового харизматика не нашлось до сих пор.
Нет, про борщ я ничего не написал, хотя мысль мне нравится 🙂. По моему, ложной является дихотомия - либо комму ... феминизм либо иди вари борщ. Вообще-то есть масса иных вариантов разделения труда между мужчинами и женщинами. (1) Я уверен, что сэр Мэттью знал реальные нужды женщин лучше феминисток - от него остался Habeas Corpus Act надевший на государство намордник. А от перво-феминисток остались саблезубые социальные службы (государственные как вы знаете), десятки миллионов никогда не вышедших замуж дам и не меньшее число опустившихся мужчин (2) в еврейской традиции развод достаточно прост. В не-католической христианской - не прост, но осуществим. И у нас и у христиан-протестантов государство к женитьбе и разводу вообще никакого отношения до социального государства и до феминизма не имело. Муниципальная регистрация браков появляется в полу-атеистическо-полу-католической Франции впервые. В США с высокой мобильностью населения и огромными возможностями найма и предпринимательской инициативы такая проблема - мужа надо терпеть несмотря ни на что - стояла уже явно не слишком остро уже лет 150-200 тому назад, не говоря уже о 1960-м годе. (3) Изнасилование в браке как "преступление" стало возможным рассматривать только и исключительно с новым приходом всемогущего заботливого "социального" государства. И здесь уже первые же прецеденты доказали, что проблемы нет, а просто государству надо кроме детской (через принудительную школу) еще и в спальню к супругам залезть. Особенно красив первый канадский прецедент - как сказала бы моя бабушка "очень жизненная история" (ссылки и краткое описание здесь). В результате в семье где насилие - норма полицейский у которого есть полномочия не появится, потому, что нет желания получить ножиком от буйного наркомана или мусульманина или иного привилегированного представителя "угнетенного меньшинства". А появится полицейский там где не напрягаясь и не рискуя можно получить выигранное дело. То есть по приглашению хитрой твари которая все рассчитала заранее с тем, чтобы ограбить до нитки да еще и засадить в тюрьму своего "бывшего" - интеллигентного лоха. Страдают же в итоге хорошие девушки которые хотят но не могут выйти замуж потому что все меньше парней заинтересовано искать себе таких приключений. Причем в наибольшей степени отваживаются от брака как раз приличные парни которые хотят одну жену на всю жизнь и много детей. Но видят по соседству на примерах ясную перспективу нищей жизни с дикими алиментами и без доступа к своим детям - как раз потому, что здесь появилось на сцене государство именно "с рабовладельческой основой" - ибо государство которое спасает от плохих родителей детей или от мужа жену - оно по сути уже рабовладелец с чрезвычайными полномочиями.
Так в части отношения к государству я с вами полностью согласна ). Я другую проблему вижу. Сейчас есть два лагеря: говно в конфетной обертке и конфета в говенной обертке. Для обывателя с его проблемой здесь и сейчас обращения к прошлому - та самая говенная обертка. А вот леваки отлично освоили то, что кто-то (не могу в упор вспомнить, кто именно) назвал колонизацией будущего. Во-первых, они апеллируют только к будущему. Во-вторых, создают картину того, что будет "так и только так" и выжить можно исключительно присоединением к "правильному" лагерю. В итоге получается типичная схематичная картинка: с одной стороны - ретрограды, которые хотят рабство, плантации и вот это вот все, а с другой - чистые, светлые Алисы Селезневы, которые хотят светлое будущее и миелофон. Что выберет замудоханная уборщица? Не имевший возможности получить образование житель гетто? Тихо спивающийся грузчик? То есть люди, которые не будут методично разворачивать продукт.
Проблема жутко тяжелая. Но решение (оглядываясь на историю реформ) тут не только в харизматичном лидере любящем свободу. Нужно окно возможностей когда и грузчик и уборщица на год-полтора скажут - делайте что хотите, только вытащите нас из этой жуткой ямы. От не то что хорошей, от терпимой жизни реформы (в направлении ограничения государства) никогда не удавалось провести. Крепостное право отменили после шока Крымской войны + под впечатлением довольно существенной убыли крепостного населения. Когда уже и крепостникам стало ясно что дальше так нельзя и они не сопротивлялись. В Англии возмутились когда просто любой состоятельный землевладелец с с ухоженными полями и большим красивым замком стал ощущать себя потенциальной жертвой посадки с переписыванием имущества на короля. В Нидерландах инквизицией достали местных протестантов - кальвинистов и началась 80-летняя религиозная война. А пока можно терпеть... Правда наши враги стараются изо всех сил чтобы догнать и перегнать инквизицию, но заранее предсказать когда именно и где именно они всех достанут нам не дано
Насколько я вижу, до стадии "так жить нельзя" все уже доехали, но вот вопрос "что делать" полностью захвачен этатистами. Так что для возможности дать оным по зубам нужен не харизматик (Трамп что, не харизматик в конце концов?), а перехват повестки. А что для него надо? Та самая обёртка. Только не детсадовские рисунки мамкиных либертарианцев, которые за две минуты убиваются собственными противоречиями.